<

 

Столичный Стиль: Соревнования - не моя история



В списке стильных персон нашего шоу-бизнеса первый номер, без сомнения, у Лаймы Вайкуле. Можно, конечно, схитрить, заявив, что Лайма - не совсем "наша". Но это будет не честная игра: все население России не согласится с таким утверждением.

Вас называют самой стильной певицей на пространстве СНГ. Что такое "стиль" применительно к эстраде?

Строгое соответствие репертуару, который вы поете. Вообще главное, чтобы внешние проявления не диссонировали с твоим внутренним содержанием. Как на сцене, так и в жизни.

Профессионализм подразумевает наличие стиля, или эти категории разные?

Конечно! Профессионализм и понятие стиля неразделимы

Можно ли обладать харизмой и не обладать ярко выраженным стилем?

Думаю, это невозможно. Харизма это уже своего рода стиль.

Майклу Джексону, Мадонне, Бритнис Спирс в профессионализме не откажешь. Но являются ли они, что называется, "стильными" исполнителями?

И Джексон, и Мадонна стали носителями и популяризаторами своих глубоко индивидуальных стилей. Они сумели стать образчиками, на которые равняются, которым подражают миллионы. А Спирс, как мне кажется, вторична.

Не умирающий успех "Биттлз", - не связан ли он с тем, что ставку сделали именно на стиль?

В определенной степени, да. Но все-таки в первую очередь Битлз - великие музыканты.

Кто, по-вашему, самые стильные персонажи мировой эстрады (кинематографа)?

Странный вопрос. Каждый из известных людей <стилен> по-своему и является носителем своего стиля. К примеру, Тарантино. Разве не яркий стиль во всем? А японцы? А итальянские мастера? А русские в конце концов?

С чувством стиля рождаются или ему учатся?

Изначально в каждом из нас что-то заложено. Со временем мы обрастаем информацией, впечатлениями и прочим. Огромное влияние в формировании стиля имеет окружающая среда.

Из чего складывается Ваш собственный стиль?

Из профессиональных требований, из удобства и, надеюсь, харизмы.

Проявляется ли он везде или только на сцене?

Конечно, сцена - главное. Все силы я отдаю профессии. А дома проявляется скорее мой характер.

Вы помните свой первый приезд в Москву? Какое впечатление произвел на Вас город? Насколько московский ритм созвучен Вашему?

Впервые Москва мне очень не понравилась. Были бесконечные встречи, назначенные, как мне тогда казалось, в ужасно неудобных местах, у каких-то станций метро, ЦУМа или ГУМа, где огромное количество снующих туда сюда людей. До этого я обыкновенно встречалась с людьми в небольших кафе, где пахло кофе и булочками. Разговоры там текли неспешно и мы по несколько часов проводили в уютной атмосфере, вальяжно расположившись за столиком. В Москве же приходилось постоянно куда-то бежать или ехать. Основной транспортной линией тогда было метро. А с моим намеком на клаустрофобию в метро мне было, мягко говоря, нелегко. Сегодняшний ритм Москвы мне гораздо ближе. Он очень созвучен с ритмом Нью-Йорка.

Как вообще складываются Ваши отношения с новыми городами? Это любовь или нелюбовь с первого взгляда или отношения возникают постепенно?

Скорее, отношения возникают с целыми странами, континентами. Любовь с первого взгляда случалась с Японией, с Африкой. Это мое настроение, моя эстетика. А города: Знаете, города - это как-то более интимно. Города это люди. 

Был ли город, который в реальности оказался не таким, каким Вы его себе представляли?

Да, Нью-Йорк. Мне казалось, что Нью-Йорк, это рай на земле. Но когда в 1989 году я там оказалась, то поняла, что в этом городе те же проблемы, что и в других городах мира. Быть может далее более ярко выраженные. Меня принимала американская сторона, которая ко всему еще снимала обо мне фильм. Я ходила по улицам города и не переставала удивляться увиденному. Мне встретился безработный нищий человек, которому я, не задумываясь, отдала свои суточные. Американцы посмеялись надо мной, сказав, что он сам выбрал свой путь. И вполне возможно, что он наркоман, а я всего лишь дала ему денег на очередную дозу.

В какой момент Москва перестала быть чужим городом (если перестала)?

Когда я стала известной. Произошло это в 1986 году. Теперь, когда я говорю <у нас>, люди не сразу понимают, о чем именно я говорю. Для меня <у нас> это и Америка, и Россия, и Латвия.

Чем по духу Рига отличается от Москвы?

Она отличается буквально всем. Если сказать коротко, Москва - для работы, для бизнеса. А Рига для релаксации.

Ваше любимое место в Риге и в Москве.

В Москве ГЦКЗ <Россия> и Кремлевский дворец. А в Риге мой дом. Море.

Вы родились в Латвии, поете на английском и русском, но для российской публики вы всегда были своей. Кем Вы сами себя считаете, - латышкой, русской, европейкой? Может быть, немножко японкой?

Я считаю себя <своей>.

Вы признавались в своей любви к Японии. Чем именно близка Вам культура этой страны? Как складывались Ваши отношения с японцами, ведь они так непохожи на нас? Смогли бы Вы там жить?

Поработать с японцами было моей мечтой. Говорят, мы любим тех, кто любит нас. И наоборот. Наверное, эта закономерность сработала, потому что японцы тоже меня полюбили и сразу предложили мне контракт. Мне вообще близка культура Японии. Их незаметная услужливость, не рабство, но тихая доброжелательность и внимательность. Япония дарит удивительное чувство гармонии. Во всем: в еде, в манере поведения японцев, в их национальных костюмах, в их музыке, да же в их кладбищах. Я даже не могу себе представить, что меня может что-то раздражать в японцах или Японии.


Что в людях вызывает у Вас интерес, желание общаться? Что предпочтительнее - человек, с совершенно непривычным для Вас взглядом на мир, или близкий Вам по духу, по душевным свойствам? 

Заинтересовать меня может любой человек. Все зависит от моего настроения и ситуации, которая нас свела с тем или иным человеком.

Меняется ли со временем Ваше отношение к людям, к их поступкам?

Думаю, да.

Какой грех Вам кажется самым страшным?

Предательство родных.

Вы начали выступать очень рано, в 12 лет. Как это получилось?

На самом деле выступать и записываться на радио я начала еще в детском саду. В 12 лет после конкурса, в котором я стала одним из лауреатов, мне пришлось поехать в гастрольный тур с Рижским оркестром радио и телевидения.

Вы помните ваш первый выход на сцену? 

Да, я помню, что, выйдя на сцену, я ужасно растерялась. Вокруг было столько света, и я не знала, в какую сторону уходить. Почему-то меня больше всего волновал именно момент ухода.

Сейчас перед выступлением вы ощущаете себя так же, или иначе?

Абсолютно иначе. Теперь волнения нет. Исключительная концентрация.

Кто был вашим музыкальным кумиром в детстве и юности?

Дженис Джоплин.

Ваша эстрадная карьера началась со знакомства с Раймондом Паулсом. Как это произошло?

Я с детства знала его песни. Маэстро Заходник, у которого я занималась вокалом, преподавал еще у Раймонда Паулса в РЭО (Рижский Эстрадный Оркестр). Заходник всегда говорил мне, что я буду лучшей певицей Латвии. Мне казалось, что он незаслуженно делает мне такие авансы. Часто на занятиях он просил меня отойти подальше и называл меня Иерихонской трубой. Заходник очень хотел познакомить меня с Паулсом. Помню, однажды в филармонии я пела какую-то песню про Ригу. За роялем сидел очень популярный тогда в Латвии композитор Силдекс. Вдруг кто-то сзади похлопал меня по плечу, и я услышала голос Раймонда <Детка, я тебя беру>. Ощущение того, как мне на плечо ложится достаточно тяжелая рука в полутемном зале филармонии не оставляет менядо сих пор.

В 1986 вы побеждаете на конкурсе "Братиславская лира" в Чехословакии. Насколько эта победа была для Вас неожиданной?

Она была совершенно неожиданной. Я не собиралась ехать на конкурс, потому что по характеру я вообще не спортсмен и всяческие соревнования это не моя история. Но Министерство культуры приняло решение отправить меня на этот конкурс. Хотя, КГБ имело на мой счет свое мнение и объявило мне о том, что я <не выездная>. Именно в этот момент я поняла, что поеду на <Братиславскую лиру> чего бы мне это не стоило. Мне инкриминировались какие-то нелестные слова о Чехословакии, которые я якобы имела неосторожность сказать где-то в обществе. Но нашлись высокопоставленные люди, которые решили проблему моего выезда из страны. В напутственной речи Раймонд сказал <Без первого места не возвращайся>, чем вверг меня в состояние глубоко стресса. Добравшись до места, я увидела среди участников певцов, которых видела только на видео, артистов, которые работали исключительно по западному образцу. На последние копейки я позвонила Андрею (мужу) и сказала <Куда вы меня отправили?> Но мое неумение быть <второй>, ответственность перед Раймондом и господином Яковлевым, который мне помог выехать на конкурс, то раздражение, которое вызывал во мне ажиотаж вокруг победительницы конкурса <Евровидение> Николь, с которой носились, как курица с яйцом, сыграли свою решающую роль. Все знали, что победить должна Николь. Чехословакия меня не воспринимала в принципе, потому что я была из Советского Союза. И когда я вышла на сцену, в зале зааплодировали лишь представители посольства СССР. Мне пришлось воевать со всей Чехословакией. Но я <сделала> Николь и я победила Чехословакию. Это была честная победа. Моя личная победа.

После этого Вы становитесь по-настоящему популярной. Как это изменило Вашу жизнь?

Эта победа открыла мне все двери. Если бы я не победила, я бы так и пела в филармонии. Хотя, может спустя годы, я уехала бы на Запад и пела бы где-нибудь на Бродвее. Или на Брайтоне.

Как долго радовало Вас внимание поклонников (потому что не может же оно не начать раздражать)? Речь именно о поклонниках, а не о зрителях, которые просто Вас любят, не обременяя своим вниманием.

Такое внимание меня не радовало никогда. Потому что такие люди живут моею, а не своей жизнью. Для меня не было большей радости и уверенности в своей правоте, чем в день, когда одна из таких фанаток подошла ко мне на концерте и поблагодарила меня за то, что я <научила> ее ценить свою жизнь. 

Что было самым трудным в Вашей карьере?

Сначала бесконечные худсоветы, потом поездка в Братиславу. После надо было научиться вовремя убежать с сорокатысячного стадиона, чтобы твою машину не перевернули фанаты, а тебя саму не разорвали на сувениры.

Шоу-бизнес - такое место, где приходится отстаивать свое право на существование. Вы встречали неприятие и противодействие со стороны коллег?

Нет, это сказки обиженных на жизнь людей. Какое отношение имеет ко мне любой из моих коллег? Разве мы мешаем друг другу? Сцена большая, иди и пой!

Многих музыкантов шоу-бизнес ломает. Они перестают быть тем, что они есть, и в результате ломаются. Как, отвечая требованиям продюсеров, публики и моды, сохранить свою сущность и не потерять себя?

Чтобы не потерять себя, надо изначально <быть>.

Сцена - это наркотик? Если да, то какое он производит действие? На что именно "подсаживаются артисты"?

Конечно наркотик. Ты теряешь себя, ломаешь всю свою жизнь, отказываешься от обыкновенных человеческих благ, от всего того, что щедро даровал тебе Господь и чем надо наслаждаться. Но отказаться от ощущения заведенного волчка, для которого остановка - конец, к которому никто из нас не готов, просто невозможно.

В 1989 г. известный американский продюсер Стен Корнелиус приглашает Вас в США, и 7 месяцев Вы записываетесь в студии Майкла Сембелло. Как Вы получили это предложение, как его восприняли?

Я была в Сочи, работала по три концерта в день, отрабатывая филармоническую норму ради десятидневного отдыха, когда мне позвонили из фирмы грамзаписи <Мелодия> и настоятельно пригласили меня на запись с американскими музыкантами. Нужно было спеть одну американскую и одну свою песню. Лететь надо было сейчас же. Эта скоропалительность меня ужасно разозлила. В который раз я сказала про себя горькое <Совок!>, но я согласилась, чтобы постоять за честь страны, которую мне предложили представлять. Мне не нравилось ничего из этой затеи: ни песни, которые мне предстояло исполнить, ни американский певец, с которым я должна была петь. Но, как говорит мой крестный отец Владыко Виктор, ни один хороший поступок не остается незамеченным. В общем, я так понравилась американцам, что через некоторое время мне пришло официальное приглашение от Стена Корнелиуса.

Вы были первой советской певицей, с которой заключили контракт американцы. Впоследствии Вы много выступали за рубежом, включая такие экзотические с точки зрения европейской музыкальной традиции страны, как Япония. Почему, по-вашему, выбирают именно Вас? Ваши продюсеры это как-то объясняют?

Не правда! Первым был БГ (Борис Гребенщиков). Потом уже были я и <Парк Горького>. Почему именно я? Не знаю. Американцы говорили обо мне <Это очень сексуально>. Хотя, как мне кажется, главным залогом успеха в шоу бизнесе является способность оказываться в нужном месте в нужное время. Конечно, нужно непрерывно работать и быть готовым к тому, чтобы <выстрелить> в любой момент. И, поверьте, этот момент обязательно настанет.

Как Вас принимают на западе, какие требования предъявляют и чем эти задачи отличаются от тех, которые перед Вами ставят дома?

Западные продюсеры более требовательны. Там другой уровень музыкальной культуры, нужно соответствовать этому уровню, надо владеть языком, нужен яркий имидж. Минус - огромное количество затрат. Плюс - классный опыт.

Сегодня музыканты из СНГ много и плодотворно сотрудничают с западными продюсерами, но ни один из них не стал звездой первой величины. Почему? Успех наших певцов на Западе в принципе невозможен? 

Я не знаю, кто с кем сотрудничает. На Западе нет иного сотрудничества, кроме как контракт с их фирмой грамзаписи. Все остальное всего лишь гастроли. Но если западная фирма подпишет серьезный контракт с нашим исполнителем, его успех возможен так же, как и успех любого другого талантливого музыканта из какой угодно страны мира.

Скандал, подобный британскому "триумфу" "Тату", способствует продвижению российской эстрады за рубежом?

Успех <Тату> не имеет никакого отношения к продвижению русского музыкального продукта на Запад. Это всего лишь скандал, основанный отнюдь не на культурной платформе, а скорее на иллюзии свободы нравов. Где сейчас популярность <Тату>, о которой так кричали в России? Но я верю, что, в конце концов, появится музыкант или группа, которая сможет работать на должном уровне на Западе и, как следствие, попадет в число мировых <звезд>.

В 1984 г. Вы поступили на режиссерское отделение в ГИТИСа. Роль исполнительницы стала для Вас недостаточной? Вас не удовлетворяла работа Ваших режиссеров?

Я сама себе режиссер. Так было и будет всегда. Мне просто хотелось заняться самообразованием. Лишней информации не бывает. Научиться быть хорошим режиссером невозможно. Это либо есть в тебе, либо нет. Но можно научиться каким-то приемам, можно узнать некоторые тонкости профессии. Немаловажно и то, что в течение шести лет ты общаешься с интересными людьми. Вот это было важным для меня. 

Концерты Лаймы Вайкуле - настоящие спектакли, шоу. Вы сами осуществляете их постановку?

Идеи изначально мои. Но всегда есть люди, которые помогают мне воплотить эти идеи в жизнь. Сейчас это Алла Сигалова.

В начале своей карьеры Вы часто выступали в варьете. Как бы вы определили жанр, в котором Вы сегодня работаете?

Популярная музыка. Теперь я ненавижу балет на сцене. То, что я привнесла на российскую сцену, сейчас я с удовольствием уничтожила бы. Потому что люди зачастую не понимают, какова их роль в той или иной программе. Балет создан быть частью единого полотна концерта, единой истории песни. Но ни в коем случае балет не должен отвлекать внимание зрители от исполнителя.

Помимо режиссуры Вы пробуете себя и в качестве актрисы: Вы сыграли Снежную королеву в мюзикле Игоря Крутого и Анну в криминальной драме "В русском стиле". Насколько серьезно Ваше увлечение кино?

После того, как я впервые снялась в кино, я поняла, что для успешной роли нужен безупречный рабочий сценарий, талантливый режиссер и какой-то особенный оператор. Кино дает возможность довести момент выражения до абсолюта. Потому что есть возможность дублей. К примеру, в моей профессии все обстоит иначе. У тебя нет права на ошибку, потому что искусство ты делаешь <здесь и сейчас> и дубля быть не может. Но в кино есть своя печальная особенность - это неизбежное расставание с людьми, с которыми ты работал над фильмом. За время съемок вся команда становится одной дружной семьей. И пережить расставание с этими людьми очень тяжело.

Часто ли Вам поступают предложения участвовать в съемках, и по какому принципу Вы их принимаете или нет?

Пока мне не предложили такую роль, которая могла бы меня заинтересовать. Играть распутниц или каких-то глупых красавиц мне неинтересно. Уж лучше сыграть Бабу Ягу.

Вы не единственный ребенок в семье. Чем занимаются ваши сестры и брат, поддерживаете ли Вы с ними связь, собираетесь ли всей семьей?

Конечно! Моя семья очень дружная. Я вообще не могу себе представить, как могут рассориться брат с сестрой. 

Вы много и напряженно работаете. Откуда берутся силы, чем Вы "подзаряжаетесь"?

Мне хотелось бы работать поменьше, а сил иметь побольше. Мечтаю о неком зарядном устройстве, доступном в любое удобное мне время. Но <заряжаться> получается только на отдыхе, да и то не всегда.

У Вас нескольких собак. Вы любите животных вообще или именно собак? Можете ли что-то рассказать о своей первой собаке? Как она появилась?

Это была беспородная собака, эдакий черный комок шерсти, оставляющий после себя лужицы. Мы назвали ее Тучкой. Когда мы гуляли с ней по утрам, мы часто встречали рыжего бездомного пса. Я смотрела на него и думала <Бедный несчастный пес. Не то, что моя Тучка>. Однажды я уезжала на гастроли, а моей семьи не было дома. Мне пришлось оставить Тучку на постой дальним родственникам. В общем, они ее потеряли. Перед моим приездом естественно они решили ее найти, но нашли только похожую шкурку у скорняка, который шил шапки из собак. Родственники долго скрывали от меня этот факт. Я ужасно переживала, узнав правду. Спустя несколько лет я гуляла по местам, где обычно мы играли с Тучкой и встретила того рыжего бездомного пса. Он остался свободным и пережил мою Тучку. Быть может, если бы не моя сердобольность, если бы я тогда не забрала щеночка домой, Тучка тоже осталась бы жива.

Есть люди, которые не любят животных (во всяком случае, в доме). Как вы полагаете, это связано с каким-то душевным изъяном?

Изначально я не хочу никого ругать и критиковать. Думаю, они просто не познакомились с животными близко. Я уверена, что если человек узнает животное <глаза в глаза>, не на цепи на улице, а в личном контакте, он уже не сможет это животное не любить. Просто однажды нужно попробовать посадить дерево, и вы сами удивитесь, как пристально вы будете наблюдать за его ростом, за тем, болеет ли оно или здорово, цветет ли, плодоносит ли. Так и с животными. Просто нужно вложить в них свою любовь, усилия по воспитанию и тогда вы не сможете остаться к ним равнодушным.

Вы строили свой дом в Юрмале не один год, а проектировал его лучший архитектор Латвии. Почему это так важно для Вас?

Мне важно, чтобы было уютно и хорошо моей семье.

Устаете ли Вы от города?

Да, в лесу я чувствую себя куда уютнее.

журнал "Столичный Стиль", 2005 г  

в начало раздела :: обсудить на форуме

 

  • Главная
  • Биография
  • Альбомы
  • Фото
  • Пресса
  • Сцена